Приложение № 2
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБУК «Ельнинский
музей»
«16» января 2024 г. № 5- ОД
Положение по противодействию коррупции
в Муниципальном бюджетном учреждении культуры
«Ельнинский районный историко-краеведческий музей»
1. НАЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение по противодействию коррупции в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Ельнинский районный историко-краеведческий музей» (далее - Положение) разработано в целях защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности и является базовым документом Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ельнинский районный историко-краеведческий музей» (далее - Музей, учреждение), определяющим ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм применимого антикоррупционного законодательства, руководством, работниками и иными лицами, которые могут действовать от имени Музея.
1.2. Положение разработано во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
1.3. Антикоррупционные меры Музея, изложенные в настоящем Положении направлены на:
- предупреждение коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ
Для целей настоящего локального нормативного правового акта используются следующие основные понятия:
Антикоррупционная политика - деятельность Музея, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции.
Коррупция - принятие в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ, а также извлечение преимуществ лицами, работающими в Музее, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
Коррупционное правонарушение - деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.
Предупреждение коррупции - деятельность Музея по реализации Антикоррупционной политики, направленной на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.
3. ЦЕЛИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МУЗЕЯ
3.1. Антикоррупционная политика Музея отражает приверженность Музея и его руководства высоким этическим стандартам и принципам открытого предоставления информации о деятельности учреждения.
3.2. Музей ставит перед собой цели:
- минимизировать риск вовлечения учреждения - руководства и работников учреждения независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность;
- сформировать у работников учреждения, контрагентов и иных лиц единообразное понимание Антикоррупционной политики Музея о неприятии Музеем коррупции в любых формах и проявлениях;
- обобщить и разъяснить основные требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации, которые могут применяться к Музею и его работникам;
- вменить в обязанность работников Музея знать и соблюдать принципы и требования Антикоррупционной политики Музея, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также адекватные мероприятия по предотвращению коррупции.
4. ПРИНЦИПЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МУЗЕЯ
4.1. Все работники Музея должны руководствоваться и неукоснительно соблюдать принципы и требования. Антикоррупционной политики Музея, изложенные в настоящем Положении.
4.2. Директор Музея или лицо, его заменяющее, обеспечивает организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики Музея, изложенных в настоящем Положении, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.
4.3. Принципы и требования Антикоррупционной политики Музея распространяются на контрагентов и представителей Музея, а также на иных лиц в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах или прямо вытекают из закона.
4.4. Директор Музея или лицо, его заменяющее, формируют этический стандарт непримиримого отношения к любым нормам и проявлениям коррупции, подавая пример своим поведением и осуществляя ознакомление с Антикоррупционной политикой Музея всех работников и контрагентов учреждения.
4.5. При создании системы мер противодействия коррупции Музей основывается на следующих ключевых принципах противодействия коррупции:
4.5.1. Принцип соответствия осуществляемой учреждением деятельности действующему законодательству и общепринятым нормам.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к учреждению.
4.5.2. Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства учреждения в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
4.5.3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников учреждения о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4.5.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения учреждения, его руководителя и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности учреждения коррупционных рисков.
4.5.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в учреждении таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
4.5.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников учреждения вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства учреждения за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
4.5.7. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
5. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
5.1. Все работники Музея должны соблюдать нормы российского антикоррупционного законодательства, установленные, в том числе, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными актами.
5.2. С учетом изложенного в настоящем Положении всем работникам Музея строго запрещается, прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки или совершать платежи для упрощения административных, бюрократических и прочих формальностей в любой форме, в том числе, в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и от каких-либо лиц или организаций, включая коммерческие организации, органы власти и самоуправления, государственных служащих, частных компаний и их представителей.
6. ПОДАРКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ
Подарки, которые работники от имени Музея могут передавать другим лицам и организациям, подарки, которые работники в связи с их деятельностью в Музее могут получать от других лиц и организаций, а также представительские расходы, в том числе - расходы работников на деловое гостеприимство Музея, должны одновременно соответствовать следующим критериям:
- быть прямо связанными с законными целями деятельности Музея или национальными праздниками Российской Федерации и применимыми в соответствии с финансовым состоянием учреждения;
- быть обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши;
- приобретаться по согласованию с директором Музея (в отношении подарков, передаваемых от имени учреждения);
- не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
- не создавать репутационного риска для Музея, работников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;
- не противоречить принципам и требованиям настоящего Положения, Кодекса этики и служебного поведения работников учреждения, другим внутренним документам Музея и нормам применимого законодательства.
Не допускаются подарки от имени Музея, его работников и представителей третьим лицам в виде денежных средств, как наличных, так и безналичных, независимо от валюты.
7. УЧАСТИЕ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И СПОНСОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музей может принять решение об участии в благотворительных мероприятиях и спонсорской деятельности в соразмерной зависимости от финансового состояния учреждения. При этом объем и план участия в мероприятии и деятельности согласуются с директором Музея.
8. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ
8.1. Музей требует от своих работников соблюдения Антикоррупционной политики Музея, изложенной в настоящем Положении, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за её нарушение.
8.2. В Музее организуются безопасные, конфиденциальные и доступные средства информирования руководства учреждения о фактах проявления коррупции работниками учреждения или третьими лицами.
8.3. В адрес руководства Музея могут поступать предложения по улучшению антикоррупционных мероприятий и контроля, а также запросы со стороны работников и третьих лиц.
8.4. Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми работниками проводится вводный инструктаж по Антикоррупционной политике Музея, изложенной в настоящем Положении и связанных с ним документами, а для действующих работников проводятся периодические информационные мероприятия.
8.5. Соблюдение работниками Музея принципов и требований настоящего Положения учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности.
Неисполнение требований настоящего Положения работниками Музея является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
8.6. В Музее закреплены следующие обязанности работников, связанных с предупреждением и противодействием коррупции:
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах и (или) от имени учреждения;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах и (или) от имени учреждения;
- незамедлительно информировать работодателя или ответственное лицо за противодействие коррупции в учреждении о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений в порядке, установленном приказом директора учреждения;
- незамедлительно информировать работодателя или ответственное лицо за противодействие коррупции в учреждении о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами в порядке, установленном приказом директора учреждения;
- сообщить непосредственному руководителю или ответственному лицу за противодействие коррупции в учреждении о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов в порядке, установленном приказом директора учреждения.
9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСРЕДНИКАМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ,
ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ
9.1. Работникам Музея запрещается привлекать или использовать посредников, партнеров, агентов или иных лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям Антикоррупционной политики Музея, изложенной в настоящем Положении или нормам применимого антикоррупционного законодательства.
9.2. Музей осуществляет закупки товаров, работ и услуг для нужд учреждения в соответствии с требованиями федерального законодательства и принятыми в его исполнение нормативными локальными актами учреждения.
9.3. Музей стремится иметь деловые отношения с контрагентами, поддерживающими требования антикоррупционного законодательства и/или контрагентами, декларирующими непринятие коррупции.
9.4. Музей заявляет, что отказывается от стимулирования каким-либо образом работников контрагентов, в том числе путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными здесь способами, ставящего работника контрагента в определенную зависимость и направленного на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу учреждения.
9.5. Музей прилагает разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность, для чего проводится проверка терпимости контрагентов к взяточничеству, в том числе проверка наличия у них собственных антикоррупционных процедур или политик, их готовности соблюдать требования настоящего Положения и включать в договоры антикоррупционные условия (оговорки), а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения деятельности и предотвращения коррупции.
9.6. В соответствии с антикоррупционной оговоркой Музей и его контрагенты (партнеры) обязаны:
- незамедлительно уведомлять друг друга в письменной форме о любых случаях нарушения антикоррупционного законодательства;
- ясно давать понять другим лицам при совершении каких-либо сделок, что они обязаны соблюдать антикоррупционное законодательство.
9.7. В соответствии с антикоррупционной оговоркой при возникновении у Музея объективных (разумных и добросовестных) свидетельств нарушения контрагентами антикоррупционного законодательства, в адрес такого контрагента направляется соответствующее уведомление с требованием в установленный срок предоставить соответствующие разъяснения. Непредставление достаточных доказательств, определенно подтверждающих отсутствие нарушения антикоррупционного законодательства, является нарушением существенных условий договора (существенным нарушением), заключенного между Музеем и ее контрагентом и дает право учреждению расторгнуть такой договор в одностороннем внесудебном порядке (полностью отказаться от исполнения договора), либо приостановить его дальнейшее исполнение в одностороннем порядке в какой-то его части (частично отказаться от исполнения Договора) путем направления соответствующего письменного уведомления. Договор считается соответственно расторгнутым либо исполнение обязательств Стороны-инициатора по нему приостановленным с момента указанного в таком письменным уведомлении, но не ранее чем по истечении 10 (десяти) дней с момента получения оригинала указанного уведомления.
В этом случае Музей в соответствии с положениями антикоррупционной оговорки, вправе требовать от своего контрагента возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого расторжения.
10.ИНФОРМИРОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
10.1. Музей размещает настоящее Положение по противодействию коррупции в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Ельнинский районный историко-краеведческий музей» в свободном доступе на официальном сайте Музея в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящего Положения всеми контрагентами, своими работниками и иными лицами.
10.2. Музей содействует повышению уровня антикоррупционной культуры путем информирования и систематического обучения работников в целях поддержания их осведомленности в вопросах антикоррупционной политики и овладения ими способами и приемами применения антикоррупционной политики на практике.
11. АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
11.1. В Антикоррупционную политику Музея, изложенную в настоящем Положении включается перечень конкретных мероприятий, которые должны реализовываться в целях предупреждения и противодействия коррупции.
11.2. Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений:
11.2.1. Соблюдение всеми работниками учреждения Кодекса этики и служебного поведения работников Музея.
11.2.2. Разработка и принятие:
- Положения о комиссии по противодействию коррупции.
- Положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
- Положения о комиссии по соблюдении требований к служебному поведению и урегулированию интересов.
- Введение во вновь заключаемые от имени учреждения договоры стандартной антикоррупционной оговорки.
11.3. Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:
- введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений;
- введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;
11.4. Обучение и информирование работников:
- ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в учреждении;
- проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
11.5. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля учреждения требованиям антикоррупционной политики.
12. МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
12.1. В связи с возможным изменением во времени коррупционных рисков и иных факторов, оказывающих влияние на деятельность учреждения, Музей осуществляет мониторинг внедренных адекватных мероприятий по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение, а при необходимости пересматривает и совершенствует их.
12.2. При выявлении недостаточно эффективных положений настоящей Антикоррупционной политики Музея или связанных с ней антикоррупционных мероприятий либо при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации, руководство Музея организует выработку и реализацию плана действий по пересмотру и изменению настоящего Положения и/или антикоррупционных мероприятий.
13.ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ
13.1. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности Музея прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности учреждением и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
13.2. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств - индикаторов неправомерных действий.
13.3. Все финансовые операции должны быть аккуратно, правильно и с достаточным уровнем детализации отражены в бухгалтерском учете Музея, задокументированы и доступны для проверки.
13.4. Искажение или фальсификация бухгалтерской отчетности учреждения строго запрещены.
14. ОТКАЗ ОТ ОТВЕТНЫХ МЕР И САНКЦИЙ
14.1. Музей заявляет о том, что ни один работник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп, оказать посредничество во взяточничестве, в том числе, если в результате такого отказа у Музея возникла упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества.