Интервал между буквами (Кернинг):
Последний полёт…
14.10.2023
14 октября 1943 года, выполняя боевое задание, погибли отважные лётчицы - боевые подруги Люба Губина, Аня Язовская и Лена Пономарева. А спустя 80 лет родственники Анны Максимовны Язовской приехали в Ельню, чтобы побывать на её могиле. Почтить память Анны Максимовны в Ельню приехала целая делегация родственников летчицы – двоюродный брат, внучатые племянники и их дети. Несмотря на то, что все они проживают в разных уголках Российской Федерации: Подмосковье, Новокузнецке Кемеровской области, г. Барнаул Алтайского края, - идея побывать на месте могиле Анны Максимовны, нашла самый живой отклик в их сердцах. Они, не задумываясь, пустились в неблизкий путь, чтобы отдать дань памяти и уважения своему мужественному предку.
Потомки Язовской А.М. побывали в деревне Иванево, где установлен обелиск лётчицам на месте их первичного захоронения, на могиле Анны в Сквере Боевой Славы и посетили Ельнинский музей. Ими была привезена земля с того места, где стоял дом Анны Максимовны. Эту землю родственники положили на могилу у надгробной плиты в Сквере и у обелиска в д. Иванёво.
В Ельнинский музей переданы копии писем Анны Язовской своим родным.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Лётчица ЯЗОВСКАЯ АННА МАКСИМОВНА родилась в 1918 году в д. Трубачево Шарчинского района Алтайского края. В 1927 г. пошла в школу, которую закончила с отличием. В 1937 г. - студентка Сибирского металлургического института г. Новокузнецка. Закончила аэроклуб СМИ и три курса института. В 1939 г. окончила Ульяновскую школу Осоавиахима. Работала инструктором-лётчиком в Кропоткинском аэроклубе Краснодарского края. Здесь и застала её война.
Когда началась война, Анна несколько раз пыталась попасть на фронт, но её не пускали. Тогда она написала письмо в Москву знаменитой лётчице, Герою Советского Союза Марии Расковой, которая в октябре 1941 года добилась формирования авиагруппы из трёх женских полков – истребительного, бомбардировочного и ночного бомбардировочного. 30 мая 1942 года состоялась их личная встреча, и Анна Язовская начала свой боевой путь в знаменитом 587-м (позднее 125-м гвардейском) бомбардировочном полку.
С 28 декабря 1942 г. стала летать на пикирующем бомбардировщике, вскоре получила первую благодарность за отличное выполнение боевого задания.
Сталинградская битва, сражение на Кубани, битва за Кавказ, Курская битва, Спас-Деменская, Ельнинская, Смоленская операции – вехи боевого пути Язовской. Выписка из лётной характеристики: «Общий налет – 899 часов. Лётное дело любит, летает уверенно, в полете инициативна, грамотно эксплуатирует матчасть, дисциплинированна. Хорошо работает комсомольским организатором. Физически вынослива. Должности командира экипажа самолёта Пе-2 соответствует».
В июне 1943 года после выполнения боевого задания при отходе бомбардировщиков от цели их атаковали немецкие истребители. Самолёт Язовской был сильно повреждён, но она отказалась от вынужденной посадки и, благодаря своему мастерству пилотирования, привела и посадила изрешеченную машину на аэродроме, за что была награждена орденом Красной Звезды.
14 октября 1943 года гвардии лейтенант Губина вела звено в строю девятки бомбардировщиков Пе-2 для нанесения массированного удара по артиллерийским и миномётным позициям противника под Оршей.
Левый мотор её самолёта практически сразу был выведен из строя прямым попаданием снаряда, но лейтенант продолжала идти на одном правом моторе и метким бомбовым ударом поразила боевую цель. Однако на развороте она стала отставать от девятки. В этот момент звено атаковали истребители противника. Оценив обстановку, гвардии младший лейтенант Язовская отдала приказ своему экипажу: «Будем прикрывать командира звена, ведите огонь по истребителям врага». В неравном воздушном бою самолёт Язовской прикрыл подбитую машину командира звена лейтенанта Губиной, но сам был подожжен, а она и её штурман – гвардии младший лейтенант Пономарева – смертельно ранены. Анна Максимовна приказала стрелку-радисту покинуть самолёт, который резко свалился в пике и пошёл к земле, врезавшись и взорвавшись. Весь экипаж, за исключением стрелка-радиста (который смог выпрыгнуть с парашютом и впоследствии рассказать об этом последнем бое), погиб.
Пытаясь сесть на прифронтовом аэродроме, лейтенант Губина продолжала полёт на одном моторе с пробитым управлением. На высоте 600 метров оно окончательно отказало, и лейтенант отдала экипажу приказ покинуть самолёт на парашютах. Её штурман, гвардии младший лейтенант Батухтина, зацепилась ранцем парашюта за борт кабины и зависла в воздухе. Спасая свой экипаж ценою собственной жизни, лейтенант перешла на скольжение. Штурмана сорвало воздушной струёй, и она благополучно приземлилась. А стрелок-радист выпрыгнул в нижний люк. Набрать высоту после скольжения Губина уже не смогла и погибла вместе с самолётом.
Анина мама получила с фронта письмо: «Самое дорогое отдала Аня за свободу Родины – свою юную жизнь и надежды на счастье. Смелая советская девушка била врагов до последнего дыхания, до конца выполнив свой долг перед Родиной».
Погибших летчиц - Анну Язовскую, Любовь Губину и Елену Пономарёву - похоронили у деревни Иванёво Ельнинского района. Позднее в послевоенные годы прах летчиц 125 гв. БАП им. Расковой Л. Губиной, А. Язовской и Е. Пономаревой был перезахоронен на воинском кладбище в Сквере Боевой Славы города Ельни. За мужество, показанное в тяжёлой обстановке, и успешное выполнение задания командования они были награждены орденами Отечественной войны I степени – посмертно.