Интервал между буквами (Кернинг):
День косоворотки
12.07.2024
Чтобы память не стала короткой, не истерлась в дороге душа,
Я прадедову косоворотку надеваю под красный кушак.
Много лет она вместе со мною по квартирам, домам, городам
Бродит в паре с холщовой сумою, что вовек никому не отдам.
(Наталья Шахназарова)
Символом народной одежды у русских мужчин традиционно считалась косоворотка. По историческим свидетельствам первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой ХII века и связаны с городом Суздалем – очагом русской государственности северо-восточной Руси.
Косоворотка прочно вошла в национальную память и исторические традиции русского народа. При этом она имела всесословный характер: косоворотку носили и цари, и императоры, и высокородные бояре, и купцы, и мещане. Но поистине безграничной была преданность косоворотке со стороны русского крестьянства.
С крестьянством связана красивая и символическая семейная традиция дарения косоворотки взрослому сыну на начало сенокоса. Традиционно это происходило 12 июля (29 июня по старому стилю) в день апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивался Петров пост, в деревнях и селах жители готовились к сенокосу. Сенокос длился обычно две – три недели и считался в русской деревне трудной, но праздничной порой: и женщины, и мужчины одевали на сенокос праздничную одежду, после работы устраивались хороводы, игры и пляски. Издавна в этот день родители одаривали своего взрослого сына новой косовороткой, в которой он входил в мир полноценным взрослым тружеником.
В ноябре 2019 года рядом общественных организаций России была обнародована общественная инициатива по празднованию народного праздника «День Косоворотки». Установление этого праздника призвано возродить в российском обществе традицию ношения косоворотки как элемента национального костюма русского народа.
Что же такое КОСОВОРОТКА? Обычно, так называют мужскую рубаху в традиционном русском народном костюме. Причем представляют ее обычно красивой, узорчатой, вышитой, расписной… Так и было – косоворотки обязательно украшались вышивкой, даже если рубаха была повседневной.
Косоворотка - это туникообразная рубаха длиной до колен или до бёдер. Получила свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Разрез на груди имел практическое значение, защищая от холода и позволяя удобно носить нательный крест, что подчеркивало религиозные аспекты русской культуры. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его. Шилась она из перегнутого полотнища, покрывавшего грудь и спину, соединявшегося по бокам с помощью двух кусков ткани. Рукава могли быть узкими или широкими со вставками подмышками, с манжетами или без. Косоворотку носили на выпуск, подпоясываясь поясом или ремнём.
Существует несколько теорий происхождения косоворотки. Большинство исследователей склоняются к тому, что это традиционная русская одежда, возникшая в славянской древнерусской культуре. Другая же теория говорит о том, косоворотка была заимствована у тюркских народов, ведь еще в средние века русичи активно торговали с иноземцами, среди которых было много тюрков. Некоторые исследователи связывают проникновение косоворотки в национальный костюм в связи с нашествием монголо-татар. Этим и объясняется, например, смещение косого разреза рубахи влево – как носили татары.
Ну а мы придерживаемся мнения, что косоворотка – одежда с русским характером, которая является символом нашей культуры, национального самосознания и уникального стиля.
В этот день в музее прошёл фольклорный праздник «День косоворотки», участники которого познакомились с культурными и семейными традициями и обрядами русского народа, а также символом народного одеяния рубахой-косовороткой.